i_grappa ([info]i_grappa) wrote,
@ 2007-01-22 15:10:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:voc, Большая Игра, ОИК, колониальные империи, колонии, торговля

VOC и английская Ост-Индийская компания

Довольно интересный вопрос - "Была ли Ост-индийская компания государством?". На первый взгляд простой, а на второй запутанный. Запутанный в силу того, что Ост-Индийская компания имеет исотрию запутанную и "залегендированную". Одним абзацем тут не обойдешься.

Но сейчас немного не об этом. В процессе предварительной подготовки к ответу довелось уделить внимание книге Н.Фергюсона "Империя", в которой речь идёт как раз том, как год за годом шёл процесс становления британского могущества. В одной из глав книги речь  идёт об Ост-Индийской компании. 

Как известно, Англия в середине и второй половине XVII века провела три войны против Нидерландов. Среди главных причин этих войн была борьба за рынки. Голландцы преуспели в торговле и перевозках, что и вызвало стремление английской элиты к устранению конкурента, особенно в перевозках из северо-американских колоний и в торговле с Ост-Индией. Удивительно, но все три войны нельзя назвать удачными для Англии, потому как успехи на море (основная часть войн была именно за море, английский торговый флот вырос в несколько раз за счет трофейных кораблей, у меня где-то были данные, к сожалению, под рукой их нет), причём успехи не постоянные (голландцы очень хорошо себя зарекомендовали), компенсировались большей финансовой устойчивостью Нидерландов.

Так вот, в Ост-Индии торговля в 17-м веке шла не только (и не столько) через англичан (в лице монополиста - Английской Ост-Индийской Компании - EIC). Основным игроком в том регионе была голландская Ост-Индийская Компания (VOC), которая, будучи владельцем 150 кораблей и частной армии в 10 тысяч человек, была на тот момент крупнейшей торговой компанией Европы.

Мы подходим к самому интересному. Фергюсон указывает, что после завершения в 1674 году третьей англо-голландской войны руководство VOC, понимая, что процесс борьбы будет длиться до тех пор, пока не останется кто-то один, пошло на простой и элегантный шаг. Акционеры VOC стали акционерами EIC. Фергюсон также указывает, что Банк Англии был учрежден с подачи голландских акционеров EIC для улучшения финансовой системы Англии.

Согласитесь, довольно интересно. К сожалению, у меня нет спец. источников по истории обеих компаний и нет возможности проверить насколько велика была доля голландцев в EIC и кто были эти "голландцы"-акционеры.

Продолжая играть в бисер - чуть больше подробностей о VOC и EIC.




(Post a new comment)

дискуссия об этой книге
[info]tolstiy_homych
2007-01-22 01:20 pm UTC (link)
http://risa.ru/cosmopolis/archives/6/imperialmodel.html

я книгу эту, впрочем, не читал.

(Reply to this) (Thread)

Re: дискуссия об этой книге
[info]i_grappa
2007-01-22 01:45 pm UTC (link)
Интересная дискуссия, спасибо за ссылку! Забавно то, что критики, видимо, ограничились чтением одной главы, потому мы видим даже на заочную дискуссию, а сочинения на тему "Империя вообще и Британская Империя в частности - хорошо или плохо?" :) Фергюсон оказался лишь поводом для раскрытия своих идей.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: дискуссия об этой книге
[info]tolstiy_homych
2007-01-22 02:11 pm UTC (link)
ну да, некоторым лишь бы высказаться. Хотя мне вот был интересен прежде всего каспэ (кстати, этот человек является автором той самой, "чубайсовской" концепции "либеральной империи"). В силу того, что у нас сейчас идет как бы противостояние националистов и имперцев, его еще одна уже старая статья, в которой он предлагает включится на стороне Запада в противостояние цивилизаций (то бишь на стороне белых европы и сша) против всех остальных, лично для меня до сих пор значима. Я его взгляды не принимаю, но вот это единомыслие между как бы имперцем каспэ и всякими там чуваками из Норны... Весьма показательно, имхо, весьма.

Ну а что касается Фергюссона, то вот лично я оценить (пока, во всяком случае) его не могу, не читал-с.

(Reply to this) (Parent)


[info]netelo
2007-01-22 01:35 pm UTC (link)
по неподтвержденным сведениям сейчас в издательстве СПбГУ готовится книжка "История Ост-Индских компаний", т.е. в разговоре что-то такое вякнули, а когда я стал допытываться подробностей - ушли в глухую несознанку :)
завтра покажу очередную стопочку редких книг - седи прочего есть и отчет о состоянии вооруженных сил Голландской Ост-Индии на конец XIX в.

(Reply to this) (Thread)


[info]i_grappa
2007-01-22 01:36 pm UTC (link)
Ааааа! дададада! :)

(Reply to this) (Parent)


[info]dsjkvf
2009-03-19 08:17 am UTC (link)
> по неподтвержденным сведениям сейчас в издательстве СПбГУ готовится книжка "История Ост-Индских компаний"

так и не появилась в продаже, как я понимаю?

(Reply to this) (Parent)


[info]antoin
2007-01-22 02:04 pm UTC (link)
Охренительно высока. Главой Банка Англии после его создания сразу был назначен амстердамский еврей :) собсно, для оттока капиталов из Голландии в англию этот Банк и создалди.

(Reply to this)


[info]yamauba
2007-01-22 02:18 pm UTC (link)
Этот вопрос меня тоже сильно волнует, поскольку я интересовалась вопросом экспорта фарфора (китайского и позднее - японского) через эти компании, и так по всему и получается, что основным игроком была VOC. Маркировка VOC на фарфоре в XVIII веке - очень часто встречается, и в декоре на японских вещах монограмма эта - обычное дело (если интересуетесь, я поищу картинку бритвенный тазик что ли с этой монограммой).
Да, ещё ведь были Датская, Шведская, Прусская Ост-Индские компании, про них было бы тоже интересно узнать что-нибудь, кроме того, что он были - у Вас нет никаких сведений?

(Reply to this) (Thread)


[info]i_grappa
2007-01-22 02:33 pm UTC (link)
"Да, ещё ведь были Датская, Шведская, Прусская Ост-Индские компании, про них было бы тоже интересно узнать что-нибудь, кроме того, что он были - у Вас нет никаких сведений?"

Ещё французская была :) А вообще спрашивайте, найдём что можно (хотя по вышеуказанным компаниям информации мало).

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]yamauba
2007-01-22 02:44 pm UTC (link)
Да, французов забыла :) Спасибо, если будет что-то - буду благодарна.

(Reply to this) (Parent)


[info]daria_nezabudka
2007-01-22 03:44 pm UTC (link)
Это опять я, насчет Персидского похода...
Если вы захотите помочь мне ссылками/материалами- присылайте все, пожалуйста, на dariabaranova@mail.ru -в ЖЖ бываю редко.

(Reply to this) (Thread)


[info]i_grappa
2007-01-22 07:57 pm UTC (link)
Не волнуйтесь, помню :)
Завтра постараюсь дать ссылки на все возможные материалы.

(Reply to this) (Parent)


[info]i_grappa
2007-01-23 09:27 am UTC (link)
Ловите (даю без объяснений, смотрите сами, что нужно):
http://militera.lib.ru/h/kersnovsky1/01.html
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=18443&sq=19,27,63,77,2239&crypt=
http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Bakihanov/frametext4.htm
http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Bronevskij/frametext2.htm
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/S.Kavkaz/Butkov1/text1.htm
http://djeguako.narod.ru/potto/index.html

http://severr.livejournal.com/172312.html#cutid1
http://severr.livejournal.com/172653.html#cutid1

http://commi.narod.ru/txt/ek/110.htm

пока всё. Если что-то конкретное нужно будет - спрашивайте

(Reply to this) (Parent)


[info]yandex_top_ru
2007-01-23 01:16 pm UTC (link)
Ваша запись попала в тридцатку самых популярных записей в русской блогосфере по версии Яндекса. Теперь она также доступна для просмотра в ленте [info]yandex_top_ru

(Reply to this)

(Reply from suspended user)
Вхождение - поглощение.
[info]ecorambus
2007-01-23 10:52 pm UTC (link)
По современной терминологии - вхождение голландев в английскую корпорацию. пусть даже с возглавившем ее. после этого интернациональным топ-менеджером", можно трактовать как "недружественное поглощение".
Эту проблему надо рассмотреть в дефинициях сегодняшнего дня с использованием опытных специалистов по корпаритивным слияниям и поглощениям. Это целая наукаю (и практика :)! )
Может открыться много нового и интересного.
Вот, а мы все глобализация, глобализация, а все решали амстердамские евреи. В Англии их жо того периода и не слышали.

(Reply to this)


[info]yandex_top_ru
2007-01-24 12:20 pm UTC (link)
Ваша запись попала в тридцатку самых популярных записей в русской блогосфере по версии Яндекса. Теперь она также доступна для просмотра в ленте [info]yandex_top_ru

(Reply to this)


[info]yandex_top_ru
2007-01-24 12:29 pm UTC (link)
Ваша запись попала в тридцатку самых популярных записей в русской блогосфере по версии Яндекса. Теперь она также доступна для просмотра в ленте [info]yandex_top_ru

(Reply to this)


[info]yandex_top_ru
2007-01-24 12:38 pm UTC (link)
Ваша запись попала в тридцатку самых популярных записей в русской блогосфере по версии Яндекса. Теперь она также доступна для просмотра в ленте [info]yandex_top_ru

(Reply to this)


[info]yandex_top_ru
2007-01-24 12:48 pm UTC (link)
Ваша запись попала в тридцатку самых популярных записей в русской блогосфере по версии Яндекса. Теперь она также доступна для просмотра в ленте [info]yandex_top_ru

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…